Новое рулевое

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Преамбула

Как и планировал, решил попробовать повоевать с нашим рулевым управлением. Оно терпимое когда едешь по асфальту с зажатыми амортизаторами. Однако когда едешь по неровной дороге - через руль в руки прилетают не хилые удары. Это называется ударное управление aka bump steering. И у нашего квадроцикла оно потому - что кто конструировал его не читал как минимум книжку Дема Хаммила "Подвеска и тормоза - как построить спортивный автомобиль".

Изображение

Кто не в теме - смотрите видео с моего прошлого бортовика.

Собственно, нам нужно что бы наша подвеска соответствовала таким требованиям
Изображение
Изображение

Для себя задачу модификации рулевого я определил так
1/ Если что не получится - нужно иметь возможность вернуться к родному варианту рулевого управления
2/ Желательно раму не резать
3/ Использовать минимум недорогих деталей
4/ Отказаться от демпфера руля по возможности

Собственно из-за этих требований - множество вариантов отпало (был даже вариант переделать переднюю подвеску на макферсона - но денег жалко покупать стойки и кулаки от Оки на пробу)

Купил поворотные рычаги от Нивы ( можно и от классики ) и понеслась примерка для нахождения кинематической схемы.

ИзображениеИзображениеИзображение

Примерно стало понятно куда двигаться - но пришлось сесть за автокад и рисовать в нем кинематическую схему для точного расчета. Из интересного - попробовал двигать колесо вверх-вниз - схождение практически не менялось. Одно стало ясно - процесс перестройки быстрым не будет.

Из побочного - привожу квадроцикл в норму к следующему сезону. Клапана, тормоза и так по мелочи - обнаружилось что бендикс не всегда зацепляется с маховиком - сносились зубья на венце маховика. Пришлось перевернуть зубчатый венец - оказалось это не сильно сложно, снимается легкими ударами молотка - а что бы его посадить на место - достаточно нагреть до 200-250 градусов и тогда он легко садится на место обратно.

День теоретических изысканий
Рулевое управление - эта не та вещь в которой можно что то делать методом тыка Smile Вернее можно - но можно и результат получить в виде тыка. Поэтому снял как мог поточнее геометрические размеры и в автокад - что бы точно воспроизвести примерную кинематику как сейчас есть. Иначе есть шансы получить либо крайне острое управление - когда поворот руля на небольшой угол вызовет большой поворот колес или наоборот или вообще завернуть шрусы на закритический угол. Это однозначно не есть гуд. Вообщем в автокаде нарисовал модель кинематики нашего рулевого и стал подбирать расположение узлов. Вышло так, что в принципе задача решаемая - достаточно правильно поставить рычаг и перенести точку крепления тяги ближе к центру рулевой колонки. Выкладываю видео с симуляцией кинематики - там зеленым цветом выделена кинематика как сейчас есть, а фиолетовым как будет. Любые комменты умных людей по кинематике категорически приветствуется! Ахтунг, видео лучше смотреть в максимальном разрешении на весь экран и в макс. качестве если хочется разглядеть детали Smile

День 2-й, муторный

Сошки маятникового рычага поставили меня в тупик. В них отверстия конусные и диаметром сильно больше родных наконечников. Вообщем рассверлил отверстия до d18мм, вставил в них втулку, приварил втулку к сошке и рассверлил внутреннее отверстие до d12мм под наш наконечник. Теперь сижу и чешу репу - а из чего делают эти сошки, очень хочется надеятся что не из чугунины - тогда печалька и надо изобретать новые рычаги.
Изображение

День 3-й, безысходный
Дело было вечером, делать было нечего. Вернее чего, но судя по отзывам - рычаги сделаны из чугунины. Задумался что бы заказать рычаги отдельно из стали у фрезировщика, сейчас полно услуг в Москве по фрезеровке с ЧПУ и берут автокадовские файлы. Нарисовал модельку в автокаде - думаю теперь заказать.
Изображение

Тем временем, стало понятно, что раму придется пилить и усиливать. проблема образовалось из-за того что ход в рулевых наконечниках - вот таким образом ограничивает геометрию - пришлось убирать кусок рамы - его позже планирую усилить.
Изображение

Также доработал рулевую колонку - просверлив отверстия согласно расчету кинематики. Заодно выяснилось, что подшипник рулевой колонки тоже умер. Купил очередной 6203 2RS и подобрал к нему сальник от стиральной машины 22х40х8 с 2-мя кромками - попробую его инсталлировать, с большой надеждой что сильно поможет удлинить жизнь подшипнику.

Изображение

День 4-й, злой

Конечно же я не сижу 3-й день подряд в гараже с этой чертовой Казумой. Это просто такой прием повествования, для отмечания так сказать этапов. И вообщем сегодня на этом этапе с большим усилием поборол в себе желание облить это недоразумение типа квадроцикл бензином и сжечь. И очень, очень хотелось бы взглянуть в глаза конструктору, технологу и тому оленю, который собирал мой квадрик.

А все просто - посмотрел, что подшипник рулевой опять за хрустел. Ну думаю, теперь поставлю SKF + сальник и все у меня будет хорошо. Наивный. Выпрессовка прошла на удивление легко, однако это удивление было отнюдь не приятным.
Изображение

У подшипника развалилась аж внешняя обойма!!! Твою дивизию - а еще в прошлый раз как менял удивлялся что ж рулевая колонка так плохо в него заходила. Поставил собственно подшипник SKF на место и... не смог вставить рулевую колонку в него, хотя когда подшипник был не установлен - он легко садился на посадочное место на колонке. Аднака, жопа начальника... Пришлось срезать нахрен верхнее крепление и тогда я смог вставить колонку. Картина открылась интересная - ось рулевой колонки была, как бы это помягче сказать, совсем не рядом с верхним креплением. См. на картинке места крепления верхней части крепежа рулевой колонки.
Изображение

А дальше... Чем дальше в лес, тем толще партизаны. У рулевой колонки еще и с соосностью все оказалось очень, очень плохо. На видео все прекрасно видно.


Психанул короче, теперь все равно новую колонку покупать. Буду искать ровную.

День N-1,N, N+1

Давненько не писал отчета, соскучились ?
Собственно больше ждал заказа рычагов, которые по моим чертежам делали в Питере.
Рычаги пришли и были обточены и покрашены.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Дальше началась примерка, проверка кинематики, скажу только, что если поставить передаточные рычаги в родные отверстия на ушах рулевой колонки - то руль получался резкий как понос - чуть повернешь а колеса поворачивались на больший угол. В итоге нашел правильное расположение на ушах колонки (предварительно все усилив и обварив). Потом очень долго приваривал крепления подшипников рычагов - очень муторное дело оказалось - в итоге все рано нашел где накосячить - теперь думаю - отпиливать болгаркой и варить по новой или так сойдет Smile
Собственно результат сборки на фото
Изображение
Изображение

Шёл X-ный день...
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Однако делается, процесс из направления разборки плавно перешел в стадию сборки.

Проварил раму, усилив вырезанные места и все покрасил.
Изображение

Покрасил все рычаги, настроил все длины - это был муторный процесс, нужно было найти точки качения рычагов, что плоскость качения рычагов совпадало с плоскостью качений А вилок. Установил все на квадрат.
Изображение
Изображение
Изображение

Поставил квадрат на колеса и покачал руками. Есть контакт! При качении квадрата колеса практически перестали менять схождение. Квадрат больше не махает колесами при раскачке как слон ушами Smile)) Также настройка схождения теперь не будет гиморной процедурой, (не надо больше морду мешками нагружать).

Теперь потихоньку буду доделывать электрику, раз морду разобрал, ставить шноркеля и т.д. и т.п. Уже и так в процессе переделки куча вещей плановых была сделана - в том числе опять поменены ступичные подшипники (поставил SKF - посмотрим как долго ходить будут), заменены тормозные колодки.

День Ч - предварительные итоги
Собрал все, шноркеля, подвеску, свет и т.д. Квадр, готов к сезону
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Накачал колеса до рабочего давления в 7 PSI = 0,5 АТМ и прокатился специально по колдобинам! КРАСОТА! Удары в руль ушли как класс, паразитного подруливания нет, все очень и очень мягенько. При этом демпфер руля я специально не стал ставить - не нужен он больше. Как результат руль стал "легким" и управление квадратом стало прям как на брендах Smile Я мега доволен. Правда теперь впереди ресурсные испытания - тогда и можно будет поставить точку в этом вопросе. Посмотрим как оно будет работать в тяжелых условиях. А пока запилил видео - сравнение работы передней подвески в старом и новом вариантах. Наслаждайтесь Smile

День ресурсных испытаний

Шеф, все пропало, шеф!

Запили "жосткий" рейд по кочкам, оврагам и прочим буеракам. Переделка подвески показала кайф от самой переделки - ехать было очень комфортно. Однако после мощного рубилова - стало ясно, что с рулевым что то не так - осмотр показал, что погнуло рычаги - ресурсные испытания провалились. Видимо сталь СТ20 слишком мягкая для таких жестких нагрузок, хорошо, что не развалилось по пути. При разборе дома, также выяснилось что подшипники в устройстве качения рычагов тоже наглотались грязи (хотя они и закрытые) и "захрустели". Пичалька, надо дальше думать. Подшипники заменить 2 RS с резиновым уплотнением, а вот что делать с рычагами пока не знаю, попробую родные от Нивы поставить - если и им прийдет капец - то опять надо будет думать.
Изображение

Эпизод 4 - Новая надежда

В далекой, далекой галактике...

Вообщем разобрался почему рычаги загнуло - оказалось сталь СТ20 ну уж сильно мягкая, да и плечо рычага получилось большое. Придумал еще пару способов как переделать рычаги укоротив плечо. Однако решил поставить оригинальные рычаги, которые рассверлил и вварил втулки и решил попробовать - и о чудо их не загнуло, хотя сегодня запилили жесткий рейд в 90 км, со скачкой по бревнам и т.д. В добавок сделал рулевое чуть более "резким" и поворачивающимся на больший угол чем сток (но до критических углов шрусов не дошел) - стало рулить тяжелее, но в лесу просто кайф лавировать между деревьями Smile Если за пару покатушек не сломается - будет ну просто супер, ибо ударов в руль с новым рулевым нет, что конечно кайфово Smile

Undo
Все-таки, вварка стальной втулки в ковкий чугун - была так себе идея, все-таки ее выломало. Не охота опять заморачиваться с рычагами, катать надо. Решил демонтировать конструкцию (зимой может опять ченить новое сварганю - уж больно комфортно с новым рулевым) поставить обратно простые тяги + демпфер обратно. Но взял не родные снова, а решил пойти по стопам установки тяг и рулевых наконечников от авто. Наконечник и тяги сначала хотел от 2110 поставить - но чет слишком гиморно резать тягу делать резьбу и т.д. Тяги от MB-190 народ ругал за хлипкость и то что они болтаются. В результате наше решение виде тяг от BMW E28-E34 (код детали FEBI 08851). Из наблюдений - хвостовик пальца D10мм (хлипковато чей-то) - сам палец на конус от 12 до 14 мм (конусность 1:10 вроде). Собственно надо сделать конусы в кулаке и рулевой колонке и тогда сидеть будет жестко не поломается. Угол качения пальцев даже больше чем у родных и однозначно больше чем у наконечника 2110 - это гуд - значит выламывания пальца из наконечника можно не боятся. Диапазона регулировки вроде как более чем достаточно и вообще конструкция вроде как не хлипкая - резьба котороя вкручивается в тягу - вообще 14мм - это больше чем у родных. Вообщем будем пытаться имплементировать.
Изображение

Продолжение надеюсь не последует...

Комментарии

О да! Наконец то хоть стоящее чтиво появилось.... Форум совсем утух и утонул в спаме!

Ап теме, теперь еще не только чтиво но и кино Laughing out loud

Круто полезная инфа )))

Аватар пользователя maikl888

https://own.in.ua/view/item/962 А вот Это читал?

Аватар пользователя maikl888

Проще было отрезать рулевые сошки и приварить их правильно

Нет, не проще. Читай внимательнее условие задачи. (Нужна возможность вернуть все назад)

А нафига нужна была возможность вернуть назад? Зачем возвращаться к косячной разработке - только вперёд к нормальным параметрам!

А если ошибка закралась в расчеты или модификация провалила ресурсные испытания ? Рулевое управление - штука тонкая Smile

Накосячил - исправил... Незачем возвращаться к изначальному косяку!

Миша конечно читал Laughing out loud И калькулятор подвески уж стопятьсот раз юзал. Лучшее что стоит почитать это книжка Дэма Хаммила, которую я уже цитировал - просто концентрированная мудрость В переделке рулевого я не меняю геометрию подвески и соответсвенно и плечо обкатки и угол Аккерманна не будут меняться. А за ссылки спасибо! Знания лишними не бывают.

Аватар пользователя maikl888

На наших квадрах я не промерял рулевую а вот на багги сейчас тож хочу сделать идеально но это не просто . Рама и та криво сварена. Плечё обката делал отрицательноё 10мм.Развал при ходе подвески меняется на один градус

Ап теме, народ, кто знает, из какого металла сделаны сошки обычно ?

Аватар пользователя димон_Н-Тура

не чугун это точно, хотя может и "ковкий чугун" тот который может гнуться.

Аватар пользователя maikl888

Обычно все это делается из ковкого чюгуна варится нормально . Если что у меня есть поворотные кулаки с багги вроде такие же как на квадрике

Вроде заварил, но такое ощущение что микротрещинки остались. Одна надежда, что собственно, сама стальная вставка из сошки никуда деться не сможет. Если соберётся новое рулевое - первые 300 км будут ну очень медленно ездить Smile И вот ведь зараза - ничего умнее вварки стальной вставки я придумать не могу.

Аватар пользователя димон_Н-Тура

попробуй напильником чуть сделай стружки и посыпь на огонёк если будет искрить значит из семейства чугуна.

Вроде как сталь, но вероятнее всего высокоуглеродистая. Когда вторую сошку рассверливал - обратил внимание , что стружка получается с завитками-пружинками - чугуний так точно не может. ИМХО сталь.

Аватар пользователя димон_Н-Тура

ковкий чугун может

Аватар пользователя Тракторист40

Чугун там. Мы когда обойму подшипника вытаскивали,газовой горелкой грели ,потом выбили обойму и в масле остудили. Стала как новая ,сталь так бы не смогла.

Ап теме.

Аватар пользователя maikl888

Почитал ишо . От ударного управления не избавится (чтоб руль не вышибало) . Выше речь идет прО рулевую рейку, рулевая рейка это редуктор . У нас её нет удар от бревна всё равно будет передаваться на прямую (А не через ПЧ) . Максимум что можно сделать чтоб при ходе подвески не менялось схождение. У меня на квадре самодельный ГУР и работа его не очень нравится . Пока только в голове крутится идея сделать самодельную рейку с большой шестерёнкой по диаметру нашей сошки на рулевом валу ( точнее шестерёнку можно полумесяцем) . На луноходах видел такое . если найду покажу.

Нее, рулевой рейки у меня не предполагается Smile Планируется рычажка по типу как на классике и ниве. Ударное управление, ака "удары в руль" происходят в основном из-за изменения схождения при ходе подвески вверх-вниз, вот от этого и пытаюсь избавится. Про рейку с шестеренкой тоже думал, но отказался по причине трудности реализации и сложности обеспечения герметичности сопряжения шестеренки с рейкой. Без этого, такая конструкция умрет через километров 50.

Аватар пользователя Пандастелс

Не думали электроусилок поставить? И с рулевым валом меньше заморочек,там крестовины в комплекте идут.Удовольствие конечно дорогое,но при такой глобальной переделки рулевого,наверно стоит подумать

Думал, но по мне не стоит овчинка выделки. Б/У ЭУР от Калины стоит порядка 9000р.
Также ваш опыт Тынц говорит о существенном недостатке - ЭУР садит аккумулятор, ведь потребляемый ток до 50 ампер, нагрузка на генератор и РР - слишком большая. в - а остаться в лесу электричества - попадос полный. Плюс надо заводить мозги ЭУР на датчик скорости а также учитывая что у меня квадрик эксплуатируется по "жесткому" - не выдержит ЭУР на квадроцикле долго. Тем более нормально отстроенное рулевое должно быть "легким" - на BRPшке 400 - оно крутится вообще одним пальцем.

Аватар пользователя Пандастелс

С Калины да,опыт есть,но когда разобрались дело оказалось в блоке управления.Мозг просто отключал его из-за чрезмерных нагрузок,и никто не взялся прошить его под квадрик. Я имел в виду комплект для квадра.

Комплект EPS от CF Moto - это 40т.р. - это уж точно не наш вариант Smile

Аватар пользователя maikl888

http://buggy-plans.ru/forum/viewtopic.php?f=25&t=13716&start=15 Вот НУ очень подробно разжёвано пРо ЭУР

Ап, теме. Пытаюсь сейчас заказать рычаги - разброс цен на услуги фрезеровки - ващще пипец.

Аватар пользователя maikl888

А зачем заказывать ? Сделай сам !

Нету у меня листового металла на 20мм Smile

Ап бортовика, уже что то вытанцовывается Smile

Еще немного апдейтов Smile

Я просто восхищаюсь твоему упорству и трудолюбию...

Ответ: Just for fun. Мне просто нравится ковыряться с этим. И под эту лавочку я себе стока инструмента прикупил - мммм - сам себе завидую.
А если серьезно - мне Стелс 500 ГТ нравится одним своим качеством - его НЕ ЖАЛКО - не жалко бросить в лесу если че, не жалко на нем ездить объезжая каждую кочку и думаю погнет мне алюминиевые рычаги на модном квадробренде или нет. И т.д. и т.п.

ЗЫ: Тока тебе ответил, а ты свой пост переформатировал Smile

Так я это... Решил не подрывать твой настрой своим пессимизмом...
Да как же не жалко?! Ты в него душу так сказать вложил!

Фу..фу..фу..
Что значит не жалко бросить в лесу?!
Это конь,какой-никакой!!!
Почитайте сказки,Господа...ибо они несут добро и опыт предков. И вспомните коня-горбунка...он единственный в истории приносил какую то пользу владельцу отвечая на его отношение к себе неказистому,горбатому,ушастому...но с чутким сердцем внутри.

Вить имелось ввиду - что в случае поломки, когда надо добираться до дома, оставить казумку в лесу гораздо психологически проще чем какой нибудь бренд за много-много денег Smile
А так конечно жалко, он же своими руками до ума доведен. Тем более к этому сезону я его очень подготовил - новый варик, шноркеля, люстра дальнего света + 100500 доделок.
Я так думаю ты по своему квадрату Вить заскучал ?

я его очень подготовил - новый варик, шноркеля, люстра дальнего света + 100500 доделок.

А где бортовик по доделкам? Интересно же почитать...

Будет, как закончу Smile Допишу в этом бортовике

Квадрат собрал со всеми доработками, теперь жду когда снег сойдет, что бы провести испытания нового рулевого.
За отчетный период было сделано
1/ Новое рулевое на рычагах
2/ Шноркеля и домики к ним
3/ Установлен новый ведущий вариатор
4/ Колодки заменены по кругу
5/ Ступичные подшипники по кругу
6/ Переварен верхний бак по методу foks'a
7/ Перенесен немножко рулевой вал
8/ Установлена балка дальнего света и переделана электросхема для одновременного включения ближнего и дальнего
9/ Планово сделано ТО (замена масла, фильтров, регулировка клапанов)

Ресурсные испытания - фейл, апдейт бортовика. Рубилово реально было жестким - я новый ремень сжег еще и впридачу Sad Совсем не день Бекхэма.

Вот ты маньячина то!
Может их того - закалить (выпрямить кувалдой да и сделать закалку)???

Я не термист, нихрена в этом не понимаю - можно ведь и хрупкими их сделать.

И насколько я понял - СТ 20 - низкоуглеродистая - ее хоть обзакаливайся - толку не будет. Нужна какая то легированная стать типа 30ХГСА. Попробую родные рычаги от ШНивы - посмотрим что получится (или нет)

Ап

Сегодня тоже покатался - нашел заброшку по Гугл картам...
К чему это я - к твоему "кайф лавировать между деревьями". Помню помню - это был какой то пиздец пытаться проехать на ГТ через лес вне дорог... А сегодня как раз искал путь через чащу в объезд затопленного пути - вот это реально круть - на каждый метр прямо, два поворота под 90гр и кочки с диагоналкой на полметра в этих поворотах и всё это между деревьями где рулём задеваешь стволы...
Такое только на коротыше с углом поворота колес в 90гр можно пройти, думаю я просто ни на каком другом квадре не смог бы повторить.... Вот это реально - сверхманевренность!!!

Переобул квадрат в Зиллу (сердце кровью обливалось когда ее мы на родные диски в шиномонтаже натягивали). Приехал домой, оставил на ночь накачанными на 1,5 атмосферы - утром прихожу одно переднее колесо спущено. Пичалька - думал порвали резину при установке. Снял колесо - накачал и стал из пульверизатора брызгать на обод ища утечку. И нашел откуда воздух выходил - оказывается диск сука треснул - трещина где-то см 10. Раньше в передних колесах камеры стояли и я не подозревал об этой проблеме. Вот сижу теперь в сумбурных чувствах - с одной стороны попал на новый диск (это с учетом того, что ранее комплект зиллы купил - так еще растраты на диск теперь), а с другой стороны хорошо, что нашел проблему раньше чем могла бы случится большая неприятность - такая как диск бы развалился в движении и/или где-нибудь в лесу.

ЗЫ: Анклу выставил в барахолку

Аватар пользователя maikl888

Аргоном завари диск

Квадроциклы Stels.
© 2010-2018 kvadrostels.ru
email: kvadrostels@gmail.com
Яндекс.Метрика